Кейсы и публикации

Товарные знаки и обложки музыкальных альбомов

Недавно создавали опрос в «ВКонтакте» по вопросу «нарушает ли использование изображений товарных знаков «ЦУМ» и «Louis Vuitton» в обложке к музыкальному альбому «Slimus – Тяжелый люкс» интеллектуальные права правообладателей?». На 4 июня 2019 года голоса разделились следующим образом – 75% людей считают, что такое использование не вызывает нарушений, а 25% считают, что нарушает. Наступило время разобраться детальнее в этом на первый взгляд простом вопросе.

Товарный знак и обложка музыкального альбома. Разбираемся!
Не будем мучить вас определением того, что такое «товарный знак», давайте лучше разберемся, для чего они нужны. Товарные знаки позволяют индивидуализировать товар той или иной категории на рынке таких же товаров, то есть это средство, которое позволяет выделиться компании, производящей товары, среди своих конкурентов. Товарный знак также служит для того, чтобы вызывать среди потребителей категории товаров узнаваемость определенного товара, определенной компании. Компании вкладывают большие суммы денег в разработку своего уникального стиля, который будет нести определенную идею и запоминаться у потребителей. При таком подходе товарный знак становится весомым активом, который может стоить сотни миллионов долларов. Вместе с этим становится выгодно паразитировать на чужом «имени», выдавая свой товар за товар именитого бренда. По этим причинам компании вынуждены заботиться об охране своих интеллектуальных прав, в том числе регистрировать товарные знаки. Товарные знаки регистрируются в определенных классах товаров, в соответствии с международной классификацией товаров и услуг (далее - МКТУ), т.е. если товарный знак зарегистрирован в каком-либо классе товаров, для групп этих товаров правообладателю представляется правовая охрана данного товарного знака.

А чем является музыкальная обложка? С точки зрения объектов авторских прав, это произведение, в большинстве случаев, это произведение изобразительного искусства. По своей сути обложка музыкального альбома служит также для индивидуализации музыкального альбома, среди других музыкальных альбомов артистов того же жанра.

А товар ли музыкальный альбом?
Музыкальный альбом можно считать товаром, так как у этого товара есть свой рынок и потребители, к тому же музыкальная индустрия уже долгое время идет по пути коммерциализации творчества. Музыкальный альбом в нынешних реалиях как товар может быть представлен преимущественно в двух форматах:
  • В виде компакт-диска, содержащего записанного на него музыкальные композиции;
  • В виде совокупности аудио-файлов, т.е. музыкальных композиций в каком-либо цифровом аудио-формате.

Проведя анализ некоторых товарных знаков музыкальных лейблов и артистов, как зарубежных (напр., EMINEM, IRON MAIDEN, SLAYER), так и отечественных (напр., Gazgolder, Black star), было обнаружено, что регистрация, в том числе производится в 9 и 16 классах МКТУ, эти классы как раз позволяют предусмотреть защиту для товаров, которые сходны с музыкальными альбомами. Соответственно, чтобы выявить нарушение исключительных прав правообладателя на тот или иной товарный знак, нужно посмотреть для каких товаров классов МКТУ предусмотрена правовая охрана.

Разбираемся на примерах!
Рассмотрим для примера обложку музыкального альбома «Slimus – Тяжелый люкс». В изображении обложки используются изображения товарных знаков «ЦУМ» и изобразительный товарный знак «LV». Сразу же обозначим, что комбинированный товарный знак «ЦУМ» зарегистрирован на территории РФ в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ под № 344262, принадлежит ОАО «Торговый дом ЦУМ». Товарный знак «LV» именно в том виде, котором он используется на изображении в реестре нашей службы не нашли, но данный товарный знак есть в глобальной базе данных по брендам и зарегистрирован под номером 360016. Товарный знак «LV» зарегистрирован в рамках Мадридской системы, но на территории Российской Федерации правовая охрана ему не предоставляется, это означает, что использование товарного знака на территории РФ не нарушает права правообладателя. Однако если брать в расчет, что музыкальный альбом будет распространяться на территории всего мира посредством сети Интернет, то анализ провести все-таки нужно.

Теперь смотрим, предоставляется ли правовая охрана этим товарных знакам в классах 09 и 16, а также в отношении каких товаров. «ЦУМ» и «LV» охраняются, в том числе в классах 09 и 16. Так как перечень товаров обширный, здесь их приводить не уместно. По товарному знаку «ЦУМ» можно сказать следующее, что товарный знак использовать для музыкального компакт-диска, скорее всего нельзя и такое использование приведет к нарушению прав, а вот если музыкальный альбом будет распространяться в аудио-цифровом формате, то, скорее всего нарушение происходить не будет. Что касается товарного знака «LV», так как правовая охрана на территории РФ не предоставляется, то распространение компакт-дисков, содержащих такой товарный знак, на территории РФ не будет создавать нарушение, тоже касается и распространения альбома в сети Интернет, правовая охрана для подобных товаров этому знаку не предоставляется.
Рассмотрим еще один пример - музыкальный альбом «Мезза – М4», в обложке которого используется товарный знак «М», принадлежащий BMW. Товарный знак «М» зарегистрирован в рамках мадридской системы, правовая охрана предоставляется на территории РФ. Зарегистрирован, в том числе в классах товаров 09 и 16 МКТУ. Для товаров сходных с музыкальными альбомами правовая охрана не предоставляется, по этой причине такое использование не нарушает права правообладателя.

Что в сухом остатке?
Для того чтобы понять нарушает ли использование товарного знака, необходимо установить, в каких классах товаров предоставляется правовая охрана данному товарному знаку и каким образом используется нарушителем товарный знак. А что делать, если товарный знак изобразительный (картинка) и у данного изображения есть правообладатель? Будет ли тогда правонарушение? А это уже другая история…


Публикации