Предприниматели предлагают альтернативу Макдональдса, мимикрируя под Макдональдс, а кто-то в лоб использует популярные обозначения-названия товаров Макдональдс. Эта ситуация хорошо иллюстрирует ценность, важность товарных знаков для бизнеса и интерес конкурентов к чужому интеллектуальному капиталу.
Обозначение «Макдональдс» зарегистрировано в качестве товарного знака на территории РФ. Правообладателем является Макдоналдс Корпорейшн, корпорация штата Делавэр, Соединенные Штаты Америки. Этот правообладатель также имеет другие, зарегистрированные на территории РФ, товарные знаки, например: «Биг Тейсти»; «Биг Мак».
Товарному знаку «Макдональдс» предоставлена правовая охрана для услуг ресторана. Обозначения «Биг Мак» и «Биг Тейсти» зарегистрированы для товаров 30 класса МКТУ, т.е. для чизбургеров, гамбургеров, сэндвичей, соусов, приправ и других продуктов потребления.
«Биг Тейсти» и «Биг Мак», это, наверное, одни из самых популярных позиций в ресторане Макдональдс, которые полюбились потребителю. На популяризацию, узнаваемость этих продуктов было потрачено внушительное количество бюджета, усилий, времени. По этой причине наличие регистрации этих обозначений в качестве товарного знака является логичным, также как желание конкурентов мимикрировать под узнаваемый бренд.
Новость о сокращении количества ресторанов Макдональдс в купе с санкциями от недружественных стран магически подействовало на предпринимателей России. Опыт и практика 2020 года научили предпринимателей быстро принимать решения, адаптировать и действовать. Гибкость ума и предпринимательских навыков, это конечно хорошо, но не ценой откровенного нарушения законодательства. Предприниматели использовали обозначения Макдонольдс, в том числе «Биг Тейсти» и «Биг Мак». Отдельные представители используют обозначения как есть, другие адаптируют под свой бренд.
Предлагаю посмотреть примеры, которые мне попались (перейдя по гиперссылкам можете ознакомиться самостоятельно):
- Заведение «Tokyo City» использует в своем меню обозначение «Биг Тейсти»;
- Заведение «Chuck» использует в своем меню обозначение «Big Chuck» похожее на обозначение «Биг Мак» (мое мнение) и упаковку мимикрирующую под упаковку «Биг Мак»;
- Заведение «Black Star Burger» использует в своем меню сочетание букв «МАК», делает акцент на сочетание букв выделяет цветом, размером шрифта и самим шрифтом;
- Заведение «Underdog» использует обозначение «UnderDonald’s» в виде логотипа с графическими, цветовыми и шрифтовыми решениями похожими на логотип «McDonald’s». В меню есть название сэндвича «Big T.», что похоже на обозначение «Биг Тейсти».
- Заведение «8956» использует в своем меню названия для хот-догов «Бик Мак» и «Биг-тейсти», что похоже на обозначения «Биг Мак» и «Биг Тейсти».
Использование тех или иных обозначений происходит не абстрактно, а в отношении сходных продуктов, в отношении которых у Макдоналдс Корпорейшн есть правовая охрана. Явно с целью извлечения прибыли, получения экономической выгоды.
Знают ли собственники заведений, что это нарушение исключительных прав и риск получить иск от правообладателя товарных знаков? А самое главное куда смотрели их юристы? Задумывались ли, что эти действия являются актами недобросовестной конкуренции?
Если эти нарушители думают, что Макдоналдс Корпорейшн является резидентом недружественной страны и этот факт позволяет использовать его интеллектуальную собственность без согласия, то это заблуждение. На момент подготовки заметки (12.04.2022) отсутствуют какие-либо законные основания использовать без согласия интеллектуальную собственность резидента недружественной страны. Напротив, на территории РФ иностранные граждане и юридические лица пользуются такими же правами, как и резиденты РФ. Ограничение таких прав может быть только на основании федерального закона. Применительно к этой ситуации такого закона нет, а значит либо заведениям стоит ждать исков, либо ждать регулирования.