Кейсы и публикации

Подходящий момент для взыскания задолженности. Когда он наступает?

Здравствуй, уважаемый читатель! Хочется поделиться соображениями по поводу требования о возврате задолженности, а именно ответить на вопрос «а когда пора обращаться за возвратом?».

По сути можно было бы написать о том, что обращаться можно и нужно на следующий день после даты, когда контрагент должен был предоставить встречное исполнение, но учитывая определенные нюансы, это не совсем вписывается в реалии предпринимательской деятельности. Так как по роду своей деятельности приходится общаться с владельцами бизнесов, да и самостоятельно развивать свою юридическую компанию, то ответ на поставленной вопрос видится более широким.

Когда речь заходит о требовании долга назад, необходимо помнить о том, что кроме юридической стороны есть человеческие отношения, предпринимательская деятельность и другое. Зачастую юристы и владельцы бизнесов не могут понять друг друга именно по причине того, что юрист смотрит на все сквозь призму закона, а предприниматель учитывает разнообразное количество факторов. Юрист как наемный сотрудник вряд ли сможет до конца понять мышление и мотивацию своего работодателя, так как он имеет недостаточный интерес в развитии чужого бизнеса и не вовлечен в те бизнес-процессы, в которые вовлечен владелец. По этой причине предприниматели зачастую более успешно находят общий язык с частнопрактикующими юристами или владельцами юридических компаний.

Опытный предприниматель осознает, что задержка с оплатой встречается, так как его контрагент, например, может быть зависим от каких-то должников, которые задерживают выплату денежных средств. Нужно помнить, что взаимоотношения складываются не между бизнесами, а между их владельцами, то есть людьми, по этой причине забывать про возможные человеческие отношения нельзя. Предприниматель, который дорожми своей репутацией и связями со своими контрагентами, заботится о дальнейшем продолжении сотрудничества и порой обращение к должнику с требованиями о возврате долга могут повлиять негативно на дальнейшее сотрудничество.

Обращение с претензией или исковым заявлением несет в себе не только юридический характер, но и психологическую нагрузку. Должнику напоминают о том, что у него есть задолженность, а он в свою очередь (в зависимости от ситуации) может начать складывать негативное отношение к своему контрагенту.

Я сформулировал для вас некоторые советы, которые помогут понять, что пора обращаться к юристам за помощью с требованием возврата задолженности:
  • Вас «кормят» обещаниями. Если ваш должник систематически на вопрос о сроках возврата задолженности обещает вернуть завтра, через неделю и это тянется долгое время, то это верный признак того, что больше ждать не стоит и пора переходить к активным действиям;
  • Вам стало известно об ухудшении положения должника. Об ухудшении положения должника могут свидетельствовать разные обстоятельства, например количество исковых заявлений поданных в его адрес. В таком случае необходимо немедленно обращаться с требованием о возврате денежных средств;
  • Ваш должник молчит долгое время или игнорирует общение с вами. Если долгое время вы не можете добиться общения с контрагентом, то это верный повод не ждать, так как чуда не произойдет.

Таким образом, можно увидеть, что ответ на вопрос «а когда следует обращаться с требованием?» многогранен и на него влияют определенные обстоятельства, но все-таки личные интересы и интересы компании, на мой взгляд, нужно ставить выше всего остального. Есть ситуации, когда затягивание и отложение момента обращения с требованием о возврате задолженности могут сыграть против предпринимателя. Так как все течет и меняется, сегодня успешный контрагент может завтра стать аутсайдером без денег и вернуть что-то будет гораздо сложнее.

Публикации